Пятница
17.08.2018
19:38

RSS
 
КГБОУ "Славгородская общеобразовательная школа-интернат"
Главная
Для педагогов »
Меню сайта

Друзья сайта

 Управление Алтайского края по образованию и делам молодёжи





Методика изучения уровня обученности учащихся

   Диагностика уровня обученности учащихся проводится по какой-либо основополагающей теме, рассчитанной на 8-20 программных часов.

   Для определения уровня обученности учащихся учитель самостоятельно составляет контрольные диагностические тексты (тесты) по уровням сложности, анализирует результаты, делает выводы.

    Рассмотрим характеристику пяти последовательных уровней обученности ученика, в соответствии с которыми будут составлены контрольные тесты по предмету.

   Первый уровень обученности – РАЗЛИЧЕНИЕ (распознание) - ученик узнает данный предмет, отмечает его аналоги, может констатировать, что знания были получены раньше, но не может их воспроизвести, на вопросы отвечает односложно, пытаясь угадать ответ.

   Задания для проверки типа: назови даты, призна­ки предмета, явления, дай определение, опиши ход событий и др.

   Второй уровень обученности - ЗАПОМИНАНИЕ. На этом уровне ученик запоминает специфическую информацию, может пересказать содержание текста, воспроизвести формулировку того или иного закона, правила.

    Задания для проверки типа: перескажи, воспроиз­веди, напиши, дай характеристику, объясни причи­ну..., сформулируй..., в чем сущность... и др.

   Третий уровень обученности   -  ПОНИМАНИЕ. Ученик    умеет    объяснять,    находить   существенные признаки и связи предметов, явлений; устанавливать признаки сходства и различия, сопоставлять с имею­щимися данными, делать выводы.

    Материалы   для   проверки   могут   включать   задания: установи сходство и различие…, объясни..., установи причину …, докажи…, охарактеризуй явление, объясни причины его возникновения, следствие его действия, дай полную характеристику особеннос­тей..., обобщи..., систематизируй..., сделай вывод..., объясни взаимосвязь..., закончи фразу..., почему..., что вы узнали..., расскажи своими словами и др.

    Четвертый уровень обученности - ПРИМЕНЕ­НИЕ. Ученик владеет элементарными умениями и на­выками, которые проявляются как закрепленные способы применения знаний в практической деятель­ности. Он использует полученные знания, законы, правила, методы в новых ситуациях, вскрывает при­чинно-следственные связи, закономерности. Наличие элементарных умений и навыков - показатель до­вольно высокой степени обученности.

     Материалы для проверки могут включать зада­ния: реши, выполни, заполни таблицу..., вставь про­пущенные орфограммы..., составь электрическую цепь, проведи опыт..., объясни цель применения..., какая теория позволит объяснить явление..., проверь гипотезу... и др.

    Пятый уровень - ПЕРЕНОС. По определению психологов, он понимается как положительное влия­ние ранее усвоенного навыка на овладение новыми. Ученик, показывающий эту наивысшую степень обу­ченности (на данном этапе обучения), умеет творчес­ки применять полученные теоретические знания на практике в измененной нестандартной ситуации, переносить в нее ранее усвоенные понятия, законы и закономерности, находить оригинальные подходы п решению предложенных ему проблемных ситуаций, самостоятельно конструировать, моделировать, экспе­риментировать, исследовать.

   Задание для проверки типа: придумай..., иссле­дуй..., создай..., установи..., составь и реши..., скон­струируй..., найди альтернативу..., сформулируй критерии и др.

Рекомендации для педагогов:

Конфликты во время урока

Балакина Н.Е., педагог-психолог

1. Ваши нервы, спокойствие и здоровье в ваших руках, поэтому берегите их и не тратьте на бесполезные сиюминутные споры и выяснения отношений с учениками, возникающие в течение урока – это обычно приводит лишь к затяжному конфликту и срыву урока. Лучше отложите их на после урочное время, когда можно будет выяснить причину поведения и спокойно обсудить ситуацию.

2. При обсуждении желательно не указывать на совершенные учеником проступки и ошибки, не требовать их мгновенного исправления и не добиваться от него признания вины, а лучше возьмите инициативу на себя, объясните, как лучше следовало поступить в такой ситуации и почему (дайте действительно выгодную для ученика  модель поведения). Предоставьте ему возможную модель поведения и дайте время обдумать. Вернитесь к этому разговору через время, еще раз обсудите и выслушайте его мнение. Важно, чтобы ученик  сам принял решение о том, как поступить в следующий раз при возникновении такой ситуации.

3. Если ситуации возникла повторно, и ученик повел себя на основании принятой им новой адекватной модели поведения, то обязательно похвалите его, и еще раз покажите все плюсы такого поведения, и хвалите каждый раз, пока он не примет эту модель как единственно возможную в данной ситуации. Если ситуация повторилась, а ученик продолжает действовать неадекватно, то не следует сразу же напоминать ему о том, что он нарушил слово, особенно в присутствии окружающих, а повторить обсуждение ситуации и причин мешающих поступить по-новому. Логическое обоснование выгоды желаемого поведения – самое сильное убеждение для ребенка.

Это долгий процесс, требующий много терпения и сил, а самое главное желание действительно помочь ребенку измениться, а не только избавиться от факторов, мешающих проведению урока и сохранению дисциплины.

Агрессивность.

4. Проявления агрессивности обычно бывают двух типов: физическая – драка, насилие ; вербальная – нецензурные выражения, крик, угрозы. Оба этих типа агрессивности – это следствие плохого самоконтроля, неуравновешенности нервной системы и постоянного внутреннего конфликта: могу и должен, надо и хочу – носят часто защитный характер. Ребенок в душе очень боится, что его не любят, что его не принимают таким, какой он есть, хотя на деле обычно показывает, что ему абсолютно все равно, что о нем думают другие. Поэтому при общении  желательно не «переходить на личности», т.е. замечания, указания на неправильное поведение должно носить безличный характер. Чем больше его понимать и поощрять, тем более спокойными будут его реакции. Запугивание, угрозы, обвинения, пусть даже в мягкой форме на допустимом уровне, приведут лишь к усилению защитной агрессии у такого подростка.

Удачи и успехов в Вашей нелегкой, но прекрасной деятельности!!!

Советы педагогам

"Психотерапия неуспеваемости”

(по материалам О.В. Полянской, Т.И.Беляшкиной)

Правило первое: не бей лежачего. "Двойка” - достаточное наказание, и не стоит еще  наказывать или отчитывать ребенка. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и теперь он нуждается в  спокойной помощи, а не в упреках.

Правило второе: «не более одного недостатка в минутку». Чтобы избавить ребенка от недостатка  знайте меру. Иначе  ребенок просто "отключится”, перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствительным к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно непереносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорить только о нем. Остальное же будет преодолено позже либо просто окажется несущественным.

Правило третье: за двумя зайцами погонишься... Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие.

Правило четвертое: хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться.

Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать ребенка с успехами соседского. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальная победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

Правило шестое: не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделить из потока неудач крошечный островок, соломинку, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.

Правило седьмое: техника оценочной безопасности. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцировано. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка – и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: "Еще не знаю, но могу и хочу знать”.

Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные цели. Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполненными целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.

 

 



Приветствие

Поиск

Календарь
«  Август 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz